Бесспорно, проведение такого ответственного мероприятия, как сертификация продукции, жестко регламентировано рядом нормативных документов прямого действия, строгое соблюдение требований которых гарантирует отсутствие факторов, снижающих эффективность этого процесса. Порядок проведения сертификации в Российской Федерации регламентируется, в частности, постановлением Государственного стандарта за № 15 от 21.09. 1994 года (с последующими изменениями и дополнениями).
Сам процесс сертификации разделен на этапы, причем соблюдение подобного порядка обязательно независимо от объекта, подлежащего сертификации. Это:
Основным критерием является отбор наиболее характерного образца, сочетающего в себе совокупность общих признаков, принятых за некий средний показатель. Существуют различные методики (в том числе международная стандартизация) отбора, главное требование — соответствие отобранного образца той продукции, которая предлагается потребителю. Неприменимое к сфере менеджмента или к сфере услуг понятие «образец», естественно, предполагает отбор наиболее характерного (как некоего «собирательного образа») личностного фактора, рассматриваемого с позиций полезности.
Таким образом, порядок проведения работ по сертификации любой продукции ориентирован, прежде всего, на востребованность данного вида продукции потребителем — на ее полезность с точки зрения последнего. Итоговый документ, помимо вывода о соответствии либо несоответствии продукции регламентам, содержит также рекомендательные аспекты.